Как правильно мотивировать учеников и повысить эффективность обучения: модель похвалы “5 шагов”
Пандемия, переход на дистанционное обучение и полномасштабное вторжение россии в Украину – события, которые за три года привели жителей Кривого Рога, как и других украинцев, в состояние сильного стресса. И прежде всего это сильно повлияло на детей, особенно школьников. Реакция на нервное напряжение отразилась на их успеваемости, внимательности и запоминании материала. Однако улучшить ситуацию могут сами учителя. Среди педагогов Кривого Рога пользуется популярностью 5-шаговая мотивационная модель, которая помогает мягко повлиять на школьников, пробудить в них интерес к обучению даже в таких непростых условиях и улучшить успевае
Типы мотивации
Под мотивацией подразумевается комплекс определенных процессов, подталкивающих учеников к действию. Принято делить ее на внешнюю и внутреннюю.
Первая – строится на процессах пробуждения активности школьников стимулами или же обстоятельствами. Яркий пример – внезапное дистанционное обучение и несовершенство его программы. Это явилось мотивацией для многих родителей и самих учащихся, особенно выпускных классов, искать способы повышения эффективности занятий. Наиболее действенным способом является дополнительное обучение с репетиторами, с которыми тоже, кстати, сотрудничают в основном онлайн.
Внутренняя мотивация строится на стремлении выполнить некую деятельность для нее самой. В случае обучения – это желание получить новые знания, почувствовать удовольствие от приобретенных навыков, высоких оценок за диагностические работы.
Еще мотивацию делят на положительную и отрицательную. Положительная формируется на принципе “к чему-то” – желание получить от учителя похвалу или какую-нибудь награду. В случае с негативной работает другой принцип – “от чего-то”. То есть, это желание избежать неприятностей или наказаний. Эти разновидности мотивации определенным образом уравновешивают сами себя. Однако чтобы побуждать ребенка к обучению, лучше прибегать к положительному – стимуляция стремления достичь цели. Эффект от нее долгосрочнее и перспективнее, чем от наказаний или конкуренции.
Кроме этого, чтобы улучшить результаты обучения, нужно стимулировать внутреннюю мотивацию учащихся, которая базируется на личном удовлетворении и интересе. Однако чтобы “разжечь огонь” нужно правильно подобрать инструменты.
В общем, чтобы пробудить жажду обучения, нужно применить комплексное действие и повлиять на все компоненты мотивации:
- стимулы внешнего происхождения;
- мотивы внутреннего характера;
- эмоции учащегося;
- действия;
- убеждение.
Сделать это непросто, поскольку требуется систематический подход. Одной из наиболее действенных для пробуждения мотивации является модель похвалы, состоящая из 5 шагов. Освоить ее может каждый учитель.
Особенности 5-шаговой модели похвалы
Чтобы построить ее в классе и тем самым побуждать учеников к обучению, пробудить в них интерес к процессу получения знаний, нужен постепенный подход. Он включает следующие стадии:
Начинаем взаимодействие с позитива. Действовать нужно деликатно, не стоит перегибать палку, употребляя довольно сильные слова, как “невероятно, прекрасно, ты большой молодец”. Вместо этого лучше использовать более сдержанные варианты похвалы: “хорошо выполнила работу”, “хороший рисунок” и т.д.
Даем объективную оценку проделанной работе. Здесь важно подробно передать суть, используя факты: “Работа написана без ошибок”, “Ты упорно работаешь, это видно” и т.д.
Уточнение приложенных усилий, затраченного времени. Этот шаг поможет донести ученику, что его усилия замечены. А донести тот факт, что они не напрасны можно опять же из-за объективной оценки с подчеркнутыми фактами, типа: “Я вижу, что ты понял/хорошо обработал материал” и т.д.
Планирование дальнейшего процесса взаимодействия. Это важно, чтобы успех и заинтересованность учебой стали долговременными. Достичь цели можно за счет следующих обращений: “Доучи все правила по этой теме”, “Продолжай в том же духе”.
Завершение на положительной ноте. Такой шаг поможет закрепить достигнутый эффект: "Я уверена, что ты действительно научился выполнять это" или "Ты целесообразно и удачно умеешь подбирать цвета".
Следует отметить, что у каждого учащегося есть определенный тип мотивации. Однако на 99% успеваемость в учебе зависит от того, какие отношения построены между школьниками и учителями.
Прежде всего, отношения должны быть построены на искренней заинтересованности педагога личностью и внешкольной жизнью учащихся. Поэтому кроме обучения нужно проявлять к детям интерес, интересоваться их предпочтениями и достижениями.
В дальнейшем эта информация поможет в построении 5-шаговой модели похвалы, поэтому она быстрее сработает в отношении каждого ученика и тем самым повысится успеваемость школьников, их мотивированность в обучении.
- стимулы внешнего происхождения;
- мотивы внутреннего характера;
- эмоции учащегося;
- действия;
- убеждение.