Пользователи каких соцсетей за время войны против оккупантов заметно украинизировались, а какие наоборот продолжают публиковать контент на русском, ‒ исследование
С началом полномасштабного вторжения рашистов жители нашей страны больше стали пользоваться украинским языком, это касается и ведения соцсетей. В июне этого года проанализировали различные платформы и сервисы, которые имеют спрос среди наших граждан, чтобы выяснить уровень украинизации населения. Больше всего пользователей Facebook, Twitter и Instagram перешли на государственный язык. Такая информация появилась на сайте компании "Центр контент-анализа".
Недавно было проведено исследование, целью которого было выяснение уровня украинизации населения. Анализ самых распространенных социальных сетей (Facebook, Twitter, Instagram, Youtube, TikTok, в том числе из запрещенных VK и OK) продолжался в июне. В целом специалисты «Центра контент-анализа» подсчитывали частоту употребления на каждой платформе пар слов, имеющих отличные корни в украинском и русском языках (например, шаг-шаг, июнь-июнь, сахар-сахар и т.п.). Лексемы выбирали из разных аспектов человеческой жизни: питание, быт, экономика домохозяйств, здоровье и т.д. Проанализировали 866 тысяч сообщений в период с 5 июня по 5 июля.
В ходе исследования зафиксировали тенденцию к стремлению разорвать какие-либо связи со страной-агрессорой с 24 февраля. Поэтому в соцсетях также ярко выражена дерусификация. По сравнению с октябрем 2020 года пространство социальных сетей наполнялось в основном на русском языке. Хотя 77% наших граждан называли украинский язык родным, однако в социальных сетях им создавали только каждое шестое сообщение (16%).
Кроме того, результаты анализа демонстрируют несовпадение в использовании государственного языка. Всего со всех платформ – 37% постов на украинском языке, а 63% на русском. Отдельный взгляд на каждую соцсеть указывает на другое соотношение. Заметно украинизировались пользователи Facebook, Twitter и Instagram – около двух третей публикуют сообщения на государственном языке. Также исследование показало, что среди частных аккаунтов доля постов на украинском языке (45%) выросла даже больше, чем среди сообществ и групп по интересам.
«В целом можно сказать, что пользователи трех названных социальных сетей теперь находятся в преимущественно украиноязычной среде, что создает благоприятные условия для перехода на украинский язык тех, кто еще предпочитает русский язык», – отмечается на сайте компании.
В то же время, русский язык все еще активно используется в четырех других популярных в Украине социальных сетях, но по разным причинам. Платформы ВКонтакте и Одноклассники являются российскими, поэтому их запретили еще в 2017 году. На этих платформах очень много поклонников «русского мира» и соответствующего контента, поэтому это делает невозможным «приток» украиноязычных пользователей. Малой остается доля контента на украинском языке и в соцсети Youtube (5%), причиной этого могут быть алгоритмы монетизации. Доля материалов в TikTok на государственном языке осталась на довоенном уровне (примерно треть).