Вверх
    Онлайн-трансляция
    Программа передач

    Последние видео

    Назад до програми передач

    Предыдущие выпуски

    Результаты поиска

    Антисоциальный, фантастический бюджет: эксперты проанализировали главный финансовый документ Украины на 2021 год

    16 Декабря 2020 , 21:00 Поделиться

    Верховная Рада утвердила во втором чтении и в целом проект бюджета на 2021 год. По мнению экспертов в сфере политики и экономики, по своей структуре он более походит на бюджет полицейского государства. Всё потому, что в нём заложили больше средств на поддержку силовых структур, в то время как субвенции другим категориям бюджетников остались на прежнем уровне. Его дефицит сократили за счёт уменьшения расходной части, однако не исключено, что из-за нереалистичности его могут неоднократно пересмотреть.

    15 декабря в парламенте приняли во втором чтении и в целом проект госбюджета на 2021 год. Согласно финальной версии документа, которую представил премьер Денис Шмыгаль, доходы госбюджета на 2021 год, по сравнению с первым чтением, увеличились на 20 млрд 935 млн и предполагаются в сумме 1 трлн 81 млрд 697 млн. Дефицит составит 246 млрд 635 млн грн. А расходы запланированы в размере 1 трлн 328 млрд 201 млн грн.

    Эксперты уже успели изучить и проанализировать основной финансовый документ на грядущий 2021 год. По их мнению, заложенные в бюджет цифры противоречат как реальным потребностям государства, так и заявлениям самих представителей действующей власти. Во время продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции и в ожидании очередной волны роста заболеваемости, сфера здравоохранения недополучит порядка 140 миллиардов гривен, в то время как расходы на силовые ведомства значительно возрастут.

    «Если мы посмотрим, можно сказать, что это – бюджет абсолютно как бы полицейского государства. Потому что у СБУ финансирование увеличивается на 23%, МВД на 5,2% до 98 миллиардов гривен. Вдумайтесь, ДБР на 75%. Вдумайтесь, НАБУ, которая за пять лет не посадила ни одного человека, на 15%. В то же время медицина недофинансируется, как уже было сказано. Как заявлял Степанов, что нужно для нормального функционирования, то есть хотя бы для выживания медицины 296 миллиардов, а принято только 159. Да, это есть небольшое увеличение расходов, но с учётом того, что, как говорит власть, у нас есть эпидемия коронавируса и что на эти цели нужно тоже тратить деньги, в частности на вакцинацию, то этого явно недостаточно. К тому же хочу отметить, что нигде в мире я не знаю ни одной, ни единой страны, где офицер полиции, например лейтенант или капитан, получает больше, чем врач высшей категории… Опять бюджет не соответствует конституции, он – антиконституционный, потому что соцстандарты, предусмотренные бюджетом, не соответствуют тому, что записано в Конституции. Напомню, что в конституции написано, что социальные выплаты не могут быть меньше прожиточного минимума», – подчеркнул эксперт по вопросам политики и экономики Всеволод Степанюк.

    Аналитик также отметил, что на данном этапе в системе здравоохранения остро стоит именно кадровый вопрос. При том, что лечебные учреждения ремонтируют и обеспечивают современным оборудованием, на нём банально некому работать из-за крайне непривлекательного уровня заработных плат. Также не стоит ожидать роста заработных плат и второй многочисленной категории работников бюджетной сферы – педагогам. Об этом рассказала политолог Александра Решмедилова.

    «Повышение заработных плат у представителей образования не намечается и даже будет заморозка на определённый период. Ни о каких 4000 долларов, которые были обещаны, одно из показательных обещаний власти предвыборного периода, там даже близко всего этого нет. И на самом деле мы так сосредоточены сейчас в связи с коронавирусом на сфере медицины, что просто не замечаем процессов, которые идут в образовании. Это тотальное сокращение школ, это так называемая оптимизация. В этом бюджете, кстати, заложено сокращение и на автобусы школьные, и прочее. Реформа районирования покажет нам, что условно, зачем нам школа в каком-то селе, если можно ездить за «-дцать» километров каких-то и всё это вас будет устраивать», – подчеркнула госпожа Решмедилова.

    Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак отметил, что при формировании бюджета на 2021 год отталкивались от практически нереальных макроэкономических показателей, от траншей международного валютного фонда, которые могут сорваться. Поэтому, чтобы в конечном итоге «баланс сошёлся», вероятно, в документ в течение года придётся вносить правки.

    «Я бы охарактеризовал принятый бюджет 2021 года как бюджет-фантазию. Потому что бюджет построен на экономике Украины, которой в 2021 году просто не будет. Потому что не будет у нас, к сожалению, роста ВВП в 4,6%. Это не просто оптимистичный прогноз, это – абсолютно нереалистичный прогноз. Хотелось бы, чтобы это так и было, но такого показателя не будет. Беда в том, что бюджет построен на абсолютно неправильном макропрогнозе. Я бы строил бюджет следующего года исходя из нулевого роста. Если будет какой-то рост, больший – 1%, 2%, или даже 3%, тогда доходная часть будет немного больше. Но строить бюджет на росте, которого не будет, – это означает, что в течение следующего финансового года придётся вносить в бюджет правки, возможно даже не один раз», – сообщил Андрей Новак.

    Исправить ситуацию, по словам экономиста, хотя бы незначительно могло стратегическое планирование. «На сегодняшний день вообще нельзя говорить о приоритетах, потому что они не обозначены и бюджет при нормальной логике экономической политики должен приниматься после утверждённой хотя бы какой-нибудь программы, хотя бы на какой-нибудь период времени, хотя бы на год. У нас нет не только стратегической программы, но даже годовой, поэтому этот бюджет в очередной раз как самоцель в нашей экономической политике, если это вообще можно назвать экономической политикой», – отметил аналитик.

    Экономист Всеволод Степанюк констатировал, что главный финансовый документ государства не мог быть другим. Для этого есть две причины: первая – необходимость выполнять взятые на себя обязательства перед МВФ, а вторая – отсутствие стратегии, о чём рассказал Андрей Новак. При этом эксперты не назвали позитивных сторон бюджета на 2021-й год. В шутку Александра Решмедилова отметила, что, по крайней мере, документ приняли вовремя.

    «Из достижений – это то, что проголосовали вовремя, но не в 6:00, а в 6:30, не ночью. Что сократили чуть-чуть дефицитную часть, но, полностью соглашусь, только за счёт сокращения расходной части. Там нет никаких нововведений, или каких-то свежих мыслей о том, как “взбодрить” нашу экономику», – объяснила политолог.

    Теги
    • #бюджет