Вверх
    Онлайн-трансляция
    Программа передач

    Последние видео

    Назад до програми передач

    Предыдущие выпуски

    Результаты поиска

    «Малообеспеченные граждане в следующем году будут жить ещё беднее, чем в этом», – экономист о проекте бюджета на 2022

    20 Сентября 2021 , 11:08 Поделиться

    На минувшей неделе Кабмин утвердил и передал на рассмотрение в Верховную Раду проект госбюджета на 2022 год. Главный финансовый документ страны ждут теперь два чтения. На медицинскую отрасль в проекте госбюджета-2022 предусмотрено 197 млрд гривен. Это на 36 млрд больше, чем в этом году. 186 млрд гривен в 2022 году правительство предлагает выделить на образование. Это на 17 млрд больше, чем в этом году, то есть педагогам и студентам стоит рассчитывать на повышение зарплат и стипендий. Бюджет Пенсионного фонда в проект госбюджета на 2022 год составляет 531 млрд гривен, что на 31 млрд больше, чем в текущем году. Больше на 11 с лишним миллиардов Кабмин заложил и на денежное обеспечение украинских военных, ведь почти 6% ВВП в 2022 году предусмотрено на сектор безопасности и обороны. Это только основные показатели, которые рассчитывает получить Кабмин относительно казны. Такое распределение финансов прокомментировал экономист Виктор Скаршевский на базе платформы «Голос.юа».

    Согласно документу, дефицит госбюджета составит 3,5 %, рост ВВП – 3,8 %, инфляция – 6,2%, средняя зарплата – 15 258 гривен, курс гривны к доллару США – 28,6-28,7 гривен. По мнению эксперта Growford Institute Виктора Скаршевского, проект бюджета на следующий год, это проект бедной аграрной, сырьевой страны, в которой бедность продолжит развиваться без пересмотра ситуации в лучшую сторону.

    В качестве примера эксперт привёл средства, предусмотренные на соцобеспечение. Речь идёт о заложенной сумме примерно в 320 млрд грн. При том, что Кабмин отметил, что, по сравнению с предыдущим годом, финансирование увеличится примерно на 7 млрд грн. Но Виктор Скаршевский тут же парировал этот вопрос – увеличение в процентном соотношении не превышает 3%. А инфляцию Кабмин на следующий год запланировал на уровне 6% как минимум. Тогда о каком увеличении финансирования этой отрасли может идти речь, если этот, хоть и небольшой «+», в бюджете на соцобеспечение сразу же съест инфляция. «Это означает, что реальные расходы, с учётом инфляции, на соцзащиту и соцобеспечение в 2022 году будут ниже, чем в этом году. А это означает, что люди, получающие выплаты из бюджета, будут получать в реальном исчислении меньше, чем в этом году. То есть идёт сокращение реальных социальных расходов», – подчеркнул Виктор Скаршевский.

    Также он считает, что сам показатель инфляции сильно занижен. Для понимания стоит взглянуть на показатели этого года. Когда Кабмин планировал до конца этого года показатель инфляции 7,3%, но она уже по состоянию на сентябрь достигла строчки в 10%. «То есть получается, что социально незащищённые граждане, согласно этому проекту бюджета, в 2022 году будут жить беднее, нежели в 2021», – резюмировал экономист относительно этой статьи расходов госказны.

    Ещё один ключевой показатель – прожиточный минимум. Потому что к нему привязаны все социальные выплаты: для малоимущих, одиноких матерей, минимальная пенсия. Планируется, что с 1 января 2022 он будет составлять 2 393 грн, с 1 июля 2 508 грн, а с 1 декабря 2022 года – 2 586 грн. Виктор Скаршевский возмутился, что в проекте бюджета закладывается прожиточный минимум в 2-2,5 раза ниже, нежели фактический прожиточный минимум, который также рассчитывает Министерство соцполитики. «Если сравнить даже с июльским фактическим прожиточным минимумом за 2021 год, то он составил (с учётом обязательных платежей) практически 5000 грн. А на конец 2022 года в бюджете планируется Министерством соцполитики в два раза меньше, чем есть уже сейчас. А если учитывать, что фактический прожиточный минимум также растёт, то в 2,5 раза ниже заложен прожиточный минимум, нежели он должен быть на самом деле. Это означает, что все остальные выплаты малообеспеченным, те же выплаты одиноким матерям, занижены правительством в 2-2,5 раза. У меня складывается такое впечатление от этого проекта бюджета, что правительство и министерство сознательно занижают социальные показатели, чтобы экономить на самых бедных», – рассказал эксперт-экономист.

    Помимо прочего Виктор Скаршевский подытожил, что на субсидии также будет выделено меньше средств, чем в нынешнем году. Примерно на 3 млрд грн:«Тарифы растут, с 1 мая 2022 года снова собираются повысить тарифы на электроэнергию, скорее всего вырастут цены и на природный газ для населения. Но, несмотря на повышение тарифов в этом году и следующем, снижается объём субсидий. А значит будут расти долги населения за коммуналку. А также эта тенденция свидетельствует о том, что правительство собирается ещё более ужесточить правила получения субсидий населением».

    Скорее всего также в следующем году будет пересмотрена налоговая нагрузка в сторону увеличения – подытожил Виктор Скрашевский. Также он спрогнозировал, что между первым и вторым чтением проект бюджета на 2022 год потерпит минимальные изменения. Дефицит практически не изменится, а доходная и расходная часть изменится примерно на 2-3% от первоначальных заложенных значений.

    Теги
    • #госбюджет