Вгору
    Онлайн трансляція
    Програма передач

    Останні відео

    Назад до програми передач

    Попередні випуски

    Результати пошуку
    Стаття на цій сторінці є архівною та доступна тільки у російській версії сайту.

    Древние рождественские традиции и символы украинцев: Баба

    5 Січня 2021, 11:22 Поділитися

    Рождественский Сочельник имеет богатую историю с уникальными обычаями, символами и обрядами. Если Дидух символизирует собой мужское начало, то что же символизирует женское? Подробнее разобраться в древних традициях помогла лауреат-премии Леси Украинки Дара Корний в соцсети.

    Древние рождественские традиции и символы украинцев: Баба

    В Сочельник в дом вместе с дедом-Дидухом вносили Бабу. Бабой называли пахучее сено, иногда вперемешку с соломой. Им покрывали пол, скамьи, стол. После того как в дом вносили Дидуха, и все замирали торжественно в молитве, в комнату заносили Бабу. А дальше, каждый из семьи, от малого до великого брал в руки охапку сена и разбрасывали его по полу, приговаривая при этом слова: «Зелёное, душистое, как барвинок, сено. Милуй нас, солнышко праведное, и на этот год».

    «Хозяйка тем временем выносила из дома веник. В доме до праздника Василия подметать запрещалось. А всё потому, что вся эта обрядовая свят-вечерняя сено-солома использовалась потом в народной магии и собиралась с пола до стебелька. Из неё изготовляли куклы-мотанки, заплетали стебельки в шляпу, вплетали в свадебные венки и обрядовые венки на Ивана Купала», – пишет Дара Корний.

    Стол также устилали сеном, а сверху накрывали его скатертью. Только тогда на него ставили ритуальные двенадцать блюд для святого вечера.

    «Символическое единство мужского и женского начал, извечная тема рождения и продолжения рода – это как раз о Рождестве Бога, о памяти славного великого Рода, и о нас с вами, конечно. Ибо кто мы без этой памяти?», – отметила писательница.

    В Сочельник в дом вместе с дедом-Дидухом вносили Бабу. Бабой называли пахучее сено, иногда вперемешку с соломой. Им покрывали пол, скамьи, стол. После того как в дом вносили Дидуха, и все замирали торжественно в молитве, в комнату заносили Бабу. А дальше, каждый из семьи, от малого до великого брал в руки охапку сена и разбрасывали его по полу, приговаривая при этом слова: «Зелёное, душистое, как барвинок, сено. Милуй нас, солнышко праведное, и на этот год».

    «Хозяйка тем временем выносила из дома веник. В доме до праздника Василия подметать запрещалось. А всё потому, что вся эта обрядовая свят-вечерняя сено-солома использовалась потом в народной магии и собиралась с пола до стебелька. Из неё изготовляли куклы-мотанки, заплетали стебельки в шляпу, вплетали в свадебные венки и обрядовые венки на Ивана Купала», – пишет Дара Корний.

    Стол также устилали сеном, а сверху накрывали его скатертью. Только тогда на него ставили ритуальные двенадцать блюд для святого вечера.

    «Символическое единство мужского и женского начал, извечная тема рождения и продолжения рода – это как раз о Рождестве Бога, о памяти славного великого Рода, и о нас с вами, конечно. Ибо кто мы без этой памяти?», – отметила писательница.

    Теги
    • #різдво