Щедрый вечер: традиции и празднование
Щедрый или богатый вечер в Украине традиционно празднуют 13 января накануне Нового года по старому стилю. В этот день готовят вторую обрядовую кутью – щедрую. Хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы угощать щедровальников и посевальщиков.
После перехода от юлианского календаря к григорианскому в январе 1918 года, начали отмечать старый Новый год с 13 на 14 января. В Украине 13 января празднуют Щедрый вечер. Его ещё называют Маланка или Васильев вечер.
Согласно традиции, с вечера и до полуночи щедровальники обходят дома. По давней традиции, щедровать начинают после захода солнца, когда владычествует всякая нечистая сила. Как правило, щедровать отправляются девушки-подростки или холостяцкие группы. Ребята в масках в стихотворной форме высказывают добрые пожелания, развлекают прохожих танцами, песнями и шутливыми сценками.
На севере Украины, недалеко от границы с Белоруссией, люди готовили вторую кутью, а сам вечер называли Щедрая кутья. Ночь перед Новым годом считалась особенной, волшебной, когда могли происходить разные чудеса и сказочные перевоплощения. Люди верили, что в полночь «открывается небо», и тогда у самого Бога можно просить всё, чего пожелаешь.
В старых обычаях под Новый год селяне выполняли целый ряд магических действий, которые связаны с хозяйством. В этот день было принято запрягать молодых коней и волов и приучать их к работе. В некоторых регионах на Маланку ловили воробьёв и сжигали их в огне. А пепел, который от них оставался, кидали на землю в надежде, что он защитит поле от пернатых.
На Черниговщине и в северной части Киевской области до начала ХХ века была традиция театрализовано проводить старый и встречать новый год. Вечером 13 января вместе с парнями, которые щедровали, ходили «Старый год» и «Новый год». Первый был одет как нищий дед, а второй – был красивый парень в праздничном народном костюме. Сперва за стол садили «деда» и с ним провожали старый год. Потом шутя, его выгоняли, а на место садили «Новый год». Люди пытались встретить его как можно веселее.
Закончив ритуальный обход, все наряженные уже на утро собирались на перекрёстке дорог палить «деда» и «дидуха». Так называли солому, которой устилали в доме пол, а также снопы, которые стояли от Сочельника до Нового года. Пока «дидух» горел, все прыгали через костёр. По поверьям, это должно было защитить их от нечистой силы.