«Возвращение»: тайна человека
«Возвращение» Андрея Звягинцева притворяется началом обычного среднестатистического фильма: мир двух братьев меняется, когда к ним возвращается отец. Где он был 12 лет? Почему мама ничего не говорит, а покорно готовит праздничный стол в честь возращения главы семьи? Почему отец так строг к детям и живёт по суровым законам «Бейте его, чтобы отомстить»?
«Возвращение» было обычной криминально-бытовой драмой, пока Звягинцев не получил этот сценарий. Притчевую форму этот фильм получил уже благодаря своему режиссёру.
Как и полагается фильмам-лауреатам престижных кинофестивалей (в этом случае Венецианского), о них не узнают и забывают. Сейчас «Возвращение» можно встретить разве что в удачные дни по ТВ в перерыве между проходными сериалами о Настях или Виках.
Фильм о внезапном путешествии вновь обретённого отца и двух его сыновей, Андрея и Вани, на далёкий остров оказывается сильнее, чем можно было представить. Мы, как и эти подростки, мучаемся простыми вопросами, на которые ответ если и можно получить, то слишком поздно. Атмосфера не только тайны, но и таинства сопровождает трёх человек по ту сторону экрана и зрителя по эту на протяжении всего пути.
Как и Андрею, нам хочется скорейшего сближения номинально родных людей. Как и Ваня, набирающий воздуха в пакет, мы стараемся сделать то же с нашими лёгкими, но вот и конец фильма. А отвечать себе на вопрос: «Что же было в той коробке?» не нужно.