Реально ли уволить Президента, и чем полезен Закон об импичменте: мнения политологов
10 сентября Верховная Рада утвердила президентский законопроект об импичменте по сокращённой процедуре. Обеспечит ли Закон реальность процедуры снятия с поста Президента в случае импичмента? Экспертным мнением поделились политологи во время пресс-конференции.
Проект Закона об устранении Президента Украины с поста, а именно об импичменте, утвердили 10 сентября.
Политический консультант Сергей Быков объяснил значение принятого в Верховной Раде документа об импичменте. До этого процедура была прописана и в Конституции Украины, и в Регламенте Верховной Рады. С принятием отдельного законопроекта ничего, по сути, не изменилось, считает эксперт. А сама инициатива не внесла особых изменений в процедуру. «Нет никаких уступок и облегчений, чтобы отстранить с поста Президента. И более того, не было законодательной необходимости утверждать отдельный Закон по этому поводу», – сказал Сергей Быков. Такое же мнение поддержал и политолог Алексей Якубин. Он заявил, что Закон по сути «пустой» и в основном дублирует Регламент Верховной Рады и статью Конституции.
Политический эксперт Андрей Кучер присоединился к позиции коллег: «Мы имеем сейчас Закон, который, по сути, не решает главный вопрос – реальность процедуры импичмента».
По мнению политолога Дениса Гаевского, такое скорое принятие законопроекта сильно влияет на рейтинг Президента Зеленского и партии монобольшинства. Он прокомментировал «Этот Закон об импичменте не меняет ровным счётом ничего». И на самом деле процедура импичмента в стране не осуществима без вмешательства и внешней поддержки других государств, подчеркнул эксперт.
Позже политконсультант Сергей Быков отметил, что народ ожидал другие законодательные инициативы, а именно снятие неприкосновенности с депутатов, с судей и с Президента. По его мнению, это значительно бы упростило процесс привлечения к ответственности, если глава государства совершит преступление. А вот процедура импичмента предусматривает привлечение гаранта к ответственности в случае госизмены, которую очень сложно доказать.
Сергей Быков заявил, что процедура импичмента не реалистична. В пример он привёл случай из 2014 года, когда снимали с поста экс-президента Виктора Януковича: «Тогда применить эту процедуру не смогли, так как в Верховной Раде, которая была, и которая будет потом, не найдётся три четверти голосов, чтобы принять решение». Политический консультант также вспомнил о нарушении регламента во время принятия этого законопроекта. Он фактически не прошёл комитет по полной процедуре. И не было времени народным депутатам внести правки или предложения в документ.
О нарушении регламента во время принятия законодательной инициативы вспомнил политэксперт Андрей Кучер: «Закон принимался с нарушением процедуры, не было обсуждений, никто не смог предложить правки или альтернативный Закон. А это значительно влияет на парламентаризм в стране». Политолог объяснил, что такое решение о скором принятии без возможности правок повлечёт за собой заявления в Конституционный Суд и отмену принятых законопроектов. А это ещё больше притормозит развитие страны. И одной из возможных причин аналитик обозначил то, что политсила «Слуга народа» и Президент идут на поводу у настроений населения.
Ранее столичные политологи уже говорили о том, что принесёт законопроект о снятии депутатской неприкосновенности.