Феноменальное возвращение и новое видение: режиссер из Кривого Рога Иван Урывский возродил оперу «Золотой обруч» во Львове
Известный режиссер родом из Кривого Рога, Иван Урывский, поставил для Львовской национальной оперы спектакль «Золотой обруч» Бориса Лятошинского. Эта постановка - первая со времен восстановления независимости Украины, обещает новое, смелое и современное прочтение.
«Это не просто уникальное произведение в истории украинской оперы - это голос эпохи, который обращается к нам из прошлого, чтобы ответить на вопросы настоящего: Кто мы? За что боремся? Что оставляем после себя в наследство?», - отметила музыковед Наталья Мендюк.
Произведение Бориса Лятошинского, написанное в 1930-х годах, долгие десятилетия оставалось в архивах и ждало своего часа. Хотя его музыкальный язык, глубина и драматизм всегда поражали.
В 1970-х годах опера уже видела львовскую сцену и даже получила высокое государственное признание - Шевченковскую премию. А юбилейный, сотый по счету спектакль, состоялся 1 сентября 1990 года.
И вот, через 35 лет с момента последнего показа и через 55 лет со времени первой постановки, «Золотой обруч» получил новое прочтение.
Иван Урывский - один из самых ярких и известных театральных режиссеров современной Украины. Вместе со своей командой поставил оперу, которая «говорит языком XXI века и оживает во время, когда как никогда нужны культурные опоры».
Действия происходит в декорациях, напоминающих студенческую аудиторию. Костюмы - разнообразные и поражают зрителей. Тухольская община предстает в «форме», которая напоминает студентов времен коммунизма - бежевые однотонные, никто не выделяется из толпы. Другая сцена - и это уже более современная одежда, будто из секондхенда - шубы, дубленки, кожанки, современные боты на ногах, каблуки. В целом зрители охарактеризовали их как «коммунистов-хипстеров». Этномотивы костюмов есть только у старейшин Тухольской общины и у колдуньи Мары, которая успевает переодеться и в образ из «Матрицы» - в лаконичное платье с черными очками.
Особых эмоций добавляет игра Урывского со светом. Он добавляет чрезвычайного драматизма, особенно во время сцены битвы тухольцев и татар. Оружие XIII века режиссер заменил на шарики из скомканной бумаги.
Сам «золотой обруч» все время над сценой - это, опять же, свет, который объединяет тухольскую общину в самые сложные времена. Обруч - это и круг на их племенном знамени.
В отличие от классического произведения Ивана Франко «Захар Беркут», который лежит в основе оперы «Золотой обруч», Максим Беркут во время финальной битвы погибает за родной край. А его отец и возлюбленная Мирослава принимают его жертву.
В ближайшее время увидеть театральное действо собственными глазами можно во Львовской национальной опере 4 и 5 июля. Стоимость билетов стартует от 150 грн.
Напомним, ранее мы писали, что в Кривом Роге показали столичный спектакль «Конотопская ведьма» постановкой которого тоже заведовал Иван Урывский.





.jpg)


