Украинцы стали медиаграмотнее, меньше доверяют контенту и ИИ: результаты исследования
Общественная организация «Детектор медиа» провела масштабное исследование, чтобы выяснить уровень сознательного восприятия и критического толкования информации среди украинцев. Результаты свидетельствуют о росте медиаграмотности, на который в значительной степени повлияло полномасштабное вторжение и распространение пропагандистских фейков Россией и увеличение пользовательского опыта.
Согласно исследованию, цифровая компетентность украинцев напрямую зависит от уровня образования и материального благосостояния. Самый высокий ее уровень демонстрирует молодежь в возрасте от 18 до 25 лет, что объясняется активным использованием современных гаджетов, опытом создания контента и пониманием особенностей новых медиа.
Почти абсолютное большинство украинцев (91%) являются активными интернет-пользователями и обращаются к сети ежедневно или почти ежедневно. Чаще всего - для поиска информации (76%) и ознакомления с новостями (62%).
За последние два года обнаружили, что количество людей, которые смотрят фильмы и видео в интернете и покупает товары онлайн выросло на 12% (с 46% до 58%).
Что касается соцсетей, то исследователи отметили, что чаще всего как источник общественно-политических новостей используют Telegram (60%). Для общения украинцы чаще выбирают Viber (83%), Telegram занимает второе место (57%), а Facebook - третье (40%). За полезной и учебной информацией чаще всего обращаются к YouTube (47%) и Facebook (28%).
Несмотря на рост популярности искусственного интеллекта в мире, значительная часть опрошенных украинцев (72%) его не использует. Основные причины - отсутствие потребности (37%), незнание, как пользоваться (13%), недоверие к ИИ (10%) и отсутствие осведомленности (11%).
Большинство опрошенных украинцев (62%) осознают проблему дезинформации и считают ее значимой. С начала полномасштабной войны возросла способность украинцев распознавать фейки. 43% проверяют источник информации, 33% обращают внимание на фото- и видеоподтверждения, а 30% доверяют репутации автора.
Проблему манипуляции информацией видят 60% опрошенных. Основные признаки, по мнению респондентов, - одностороннее освещение событий (47%), неполная или неточная информация (43%) и отсутствие ссылок на источники (39%).
Напомним, ранее мы писали, что аферисты нашли новый способ как выманивать персональные данные и чистить счета.