Экстренное обращение главы Совета обороны Кривого Рога Александра Вилкула по ситуации с водоснабжением в городе
6 июня россияне разрушили Каховскую ГЭС. Из-за этого стало невозможным снабжение водой Южного водохранилища, из которого наш город обеспечивался водой на 70%. Сейчас Кривой Рог перешел в режим строгой экономии. Реализуются несколько проектов, чтобы более-менее равномерно обеспечить водой наш город. Глава Совета обороны Кривого Рога записал экстренное обращение, чтобы объяснить ситуацию с водоснабжением и определить несколько возможных вариантов, по которым дальше может развиваться ситуация. Далее приводим текст обращения.
«После разрушения Каховской ГЭС и обмеления водохранилища без днепровской воды осталось 2/3 Криворожской агломерации (всего агломерация 800 тысяч вместе с селами, на каховской воде было примерно 550 тысяч).
У нас осталось в нашем транзитном «Южном» водохранилище воды чуть больше, чем на месяц. И то, потому что мы его держали полным, понимая риски.
Отвечу на самые популярные вопросы.
Сколько нам нужно воды, чтобы компенсировать отсутствие Каховки?
Астрономическая цифра - около 11 миллионов кубометров в месяц (до 380 тысяч кубов в сутки учитывая потребление города, сельского района и неизбежного испарения с «Южного»).
Где мы можем взять эту воду?
Только из Карачунов, а к Карачунам перебрасывать из других водохранилищ Днепровского каскада, стоящих выше по течению.
Что для этого нужно сделать?
ГЛАВНОЕ СЕЙЧАС - ЭТО СТРОЖАЙШАЯ ЭКОНОМИЯ ВОДЫ.
Уже реализуется четыре технических решения:
Основной проект - это строительство водоводов ниже города Кривой Рог от реки Ингулец до «Южного». Ингулец мы будем пополнять из Карачунов.
Переброску воды необходимо сделать на 30 километров в несколько ниток трубы диаметром 1020 мм плюс строительство насосных, трансформаторных, другой инфраструктуры, закупки оборудования.
На этот проект деньги выделил Кабинет министров Украины, распорядитель денег «Государственное агентство восстановления и развития инфраструктуры Украины». Агентство наняло подрядчика - мощную компанию «Автомагистраль-Юг», которая до этого успешно реализовала много проектов Программы «Большая стройка».
Мы предложили технические решения: что именно необходимо сделать, место водозабора, трассу прокладки труб, гидравлические расчеты и предоставляем максимальную помощь.
Уже работает более 20 единиц тяжелой техники. Но сроки реализации проекта будут зависеть от поставки труб, насосов и другого оборудования из-за рубежа. Это огромное количество, которое надо сначала купить, а потом привести и уложить. Реальные сроки реализации сегодня не может назвать никто.
Вспомогательные проекты - их необходимо реализовать для того, чтобы дожить до реализации основного проекта:
1. Переброска воды реверсом через внутренние трубопроводы «АрселорМиттал».
Для этого тоже необходимо строить насосные и водоводы, но в меньшем масштабе. При успешной реализации этого проекта возможна переброска 25% необходимого объема. Это до 95 тысяч кубометров воды в сутки, больше система не пропустит. Но это тоже необходимо делать хотя бы для того, чтобы компенсировать испарения и не дать «Южному» полностью высохнуть.
Проект реализуют «Арселор» вместе с горводоканалом без привлечения государственного финансирования.
2. Построить новые трубопроводы и насосные и использовать воду КРЭСовского водохранилища для пополнения «Южного». Объем воды там позволит закрыть до 70% потребности сроком на три месяца, потом вода там закончится. Проект реализует горводоканал своими мощностями за средства областного и городского бюджетов.
3. Идет расширение (укладка труб большего диаметра) внутри города, в местах соединения карачуновской воды и каховской. Это делается для того, чтобы как можно дальше «продавить» карачуновскую воду на север города и таким образом уменьшить потребление с «Южного». Проект реализует горводоканал совместно с ЮНИСЕФ.
Прошу всех понимать, что делается то, что никогда не делалось. Фактически одновременно идет проектирование, строительство трасс, закупки и тому подобное. Работа ведется практически круглосуточно.
Может ли оказаться, что две трети города останутся вообще без воды?
-Может. Наиболее критический период - сентябрь-октябрь. Сейчас гарантии по срокам - без наличия труб, насосов и других материалов - дать не сможет никто.
Что мы будем делать в таком случае?
1. Сейчас отрабатывается техническое решение, каким образом «проталкивать» карачуновскую воду на север города при отключении Центрально-Городского и других районов города, запитанных от карачуновской воды. Если получится, то режим работы будет: один день одна половина города с водой (Юг), второй день другая половина города с водой (Север). К сожалению, это решение невозможно для Ингульца (нет соединения карачуновской воды с водой из «Южного»).
2. Будет развозка воды цистернами. Сейчас отрабатывается, где мы сможем привлечь их дополнительный объем.
На какие районы подается карачуновская вода, а на какие из Южного?
Центрально-Городской полностью, Металлургический, Саксаганский (до автовокзала и Артема), Мировское - это Карачуны. Остальной город - это «Южное».
Нужно ли экономить воду там, где подача идет из Карачуновского водохранилища?
Да. Потому что мы «проталкиваем» карачуновскую воду как можно дальше на север, чтобы уменьшить потребление с «Южного».
За счет чего происходит экономия воды?
Максимальное снижение подачи воды на промышленные предприятия, запрет работы моек, запрет полива из шлангов (кстати, сейчас самая большая проблема по расходу - частный сектор, который пытается поливать круглосуточно), снижение давления на жилой сектор, работа водоканала с 22:00 до 5:00 только в режиме циркуляции.
К сожалению, снижение давления воды приводит к ее отсутствию на верхних этажах. В таком случае необходимо набирать воду на нижних, и звонить в водоканал и на горячую линию 15-20, чтобы во дворе сделали колонку в которой можно набирать воду (уже сделано более 170). При этом в тех домах, которые ближе к насосной, давление на верхних этажах будет выше, чем в тех, что стоят от нее дальше.
Можем ли мы не экономить воду?
Нет. Иначе она гарантированно закончится через три недели.
Путем строгой экономии мы имеем шанс дотянуть до реализации проектов по переброске воды.
Можно ли использовать шахтную воду, ведь ее у нас много?
Нет. Она очень высокоминерализованная и реальных технологий очистки не было найдено даже в лучшие времена.
Почему работают некоторые автомойки?
Многие бизнесмены нас услышали и остановили мытье автомобилей. Есть бессовестные, которые не отключились и даже срывают пломбы с вентилей при условии принудительного отключения. С сегодняшнего дня я дал команду выкапывать трубы. Таким «умным» включим только после войны.
Можно ли сделать почасовые графики подачи, чтобы вода была почасово, но у всех - как было с электричеством?
Мне очень нравится такой вариант, он был бы самым справедливым. Но он является проблематичным технически. Электричество, это когда после включения рубильника электроны бегут по проводам. Вода - это пять подъемов, при каждом из которых вода накапливается. Чтобы слить систему нужны сутки, чтобы ее снова заполнить - двое суток. Это не работает с кнопки или рубильника. Но сейчас ищется техническое решение, как, пусть и не во всех районах, но сделать почасовую подачу воды для всех.
Можно ли обеспечить город питьевой водой путем бурения скважин и создания бюветов?
К сожалению, нет. Первое - это незначительный объем. Второе - у нас под землей высокоминерализованные шахтные воды, а не чистая вода.
Точечно мы уже занимаемся открытием скважин, например, бювета на Ингульце (как оказалось его ИнГОК еще в 2001 году продал, сегодня только нашли хозяина), но это не решит проблему.
Дорогие друзья! Я максимально открыто изложил ситуацию. Это объективная реальность, которую мы не можем изменить - Каховского водохранилища нет. Но мы можем понимать ситуацию, поддерживать и помогать друг другу. Сейчас критически важно оставаться людьми - например, просто помочь бабушке отнести два ведра воды на девятый этаж. И каждому понимать свою ответственность за экономию воды».