Вверх
    Онлайн-трансляция
    Программа передач

    Последние видео

    Назад до програми передач

    Предыдущие выпуски

    Результаты поиска

    В Украине цены на топливо до конца 2020 года будут колебаться в зависимости от карантинных ограничений, связанных с эпидемией COVID-19, – эксперты

    11 Июля 2020 , 10:59 Поделиться

    По информации консалтинговой группы «А-95», крупные операторы АЗС в период с 3 по 6 июля подняли цены на топливо в среднем на 40-50 копеек за литр. Несколько ранее, в июне, рост цен на бензин составил 7% (1 гривна 20 копеек за литр), а дизтопливо – на 6% (90 копеек за литр). Очередной этап подорожания начался 29 июня. Последний раз цены на горючее поднимались более года назад – в апреле 2019-го. Сложившуюся ситуацию на энергетическом рынке Украины попытались объяснить эксперты и аналитики в сферах экономики и энергетики. Однако из-за непредсказуемости эпидемии коронавируса, которую считают самым большим вызовом, как мировой, так и украинской экономики, спрогнозировать цены на топливо эксперты затрудняются.

    Аналитики отмечают, что рынок топлива не стоит отделять от общеэкономической ситуации, и в связи с введённым карантином он, как и многие отрасли Украины, переживает не лучшие свои времена. Особенно болезненный удар был нанесён тем предприятиям, деятельность которых была ограничена или запрещена в связи с эпидемией коронавируса. К такой деятельности, в том числе, относятся пассажирские перевозки (на время было прекращено межобластное и междугороднее движение, до сих пор под запретом большое количество международных направлений), туризм, грузоперевозки и другие, связанные с эксплуатацией автотранспорта. Всё это негативно сказалось на топливном рынке страны и, как и многие другие бизнесы, операторы АЗС понесли убытки.

    «Очень большая часть экономики Украины остановилась. Тем более, под запрет попали сферы, тесно связанные с использованием топлива – в первую очередь транспорт, туристические услуги, которые были под серьёзными ограничениями. Мы просто констатируем факт очень резкого снижения спроса на всю продукцию, а это очень резкое снижение товарооборота, пассажирооборота и в таких же точно условиях находятся энергетические рынки», - сообщил глава комитета экономистов Украины Андрей Новак.

    Однако этот факт незначительно сказался на росте цен на бензин и газ, так как большинство игроков на розничном энергетическом рынке ориентируются не столько на прибыльность, сколько на сохранение доли на рынке.

    «По мере замещения дешёвого ресурса более дорогим, якобы появляются предпосылки для подорожания топлива в рознице, но, опять-таки, увеличив цену, мы теряем в объёмах. Сегодня разница даже по общенациональным сетям составляет 4.40-4.50 гривен на стеле, значит, есть куда двигаться. И для сохранения своей доли рынка и своих потребителей в последнюю очередь сети будут повысить цену. Они, скорее всего, будут ужимать маржу», - объяснил президент Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук.

    В то же время, из-за запрета на массовые пассажирские перевозки, в том числе автобусные, большее количество украинцев «пересело» на легковые автомобили. Как следствие, это дало определённый рост потребления, частично компенсировавший образовавшийся дефицит спроса. В целом, колебание цен на горючее за прошедшие месяцы карантина происходило симметрично движением мировых цен на нефть.

    Эксперты выделили основные факторы, влияющие на изменение цен бензина и газа. Первый – мировые цены на нефть. Второй – спрос на горючее и его восстановление после карантина. С учётом того, что топливный рынок Украины значительно зависит от импорта, к этим двум факторам добавляется обменный курс национальной валюты. В свою очередь, эти факторы в настоящее время предопределены тем, в каком виде и как долго продлится карантин, вызванный эпидемией COVID-19.

    «Мы сейчас прогнозировать вообще ничего не можем, потому что по ситуации с эпидемией мы видим, что она развивается неуправляемо. Если буквально две-три недели назад мы надеялись, что эпидемия пойдёт на спад и почти закончится, то, к сожалению, в последние дни мы видим обратную тенденцию. Количество заболевших растёт и, соответственно, слышим голоса представителей власти о том, что возможно нам придётся вновь возвращаться к тем ограничениям, которые были», - отметил глава комитета экономистов Украины Андрей Новак.

    Теги
    • #цена
    • #топливо