Ценам на бензин в Украине ещё есть куда расти, – заявление экспертов
В конце прошлой недели на автомобильных заправках резко выросли цены на бензин и дизельное топливо. Об этом информировала консалтинговая группа «А-95». По их данным, цены на горючее в сети группы «Приват» поднялись на 1 грн на литре на бензин и дизель. Вслед за ними поднялись цены и в премиальном сегменте автозаправок.
Эксперты сошлись во мнении, что такое повышение не является резким. Оно зависит от многих факторов. В частности, от цены на импортное сырьё, от ситуации на мировом рынке, в общем, от ситуации в Персидском заливе в частности и от политической ситуации в Украине.
Эксперт рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук отметил, что подорожание отнюдь не резкое. А наоборот, цены постепенно начали подниматься с конца ноября прошлого года. «Со средины ноября цены выросли на бензин и на дизель на 195 долларов за тонну. Это значит, автоматически можем посчитать, что появились предпосылки или экономические обоснования для подорожания цены в рознице на 5 грн по бензину и на 5,43 грн по дизелю. Но это по сравнению со срединой ноября», – отметил эксперт. За месяц же рост составил в диапазоне 1,20-1,80 грн. Также Леонид отметил, что национальные производители топлива продают его по импортному паритету. То есть национальные производители не будут продавать топливо дешевле, нежели дистрибьюторы импортного сырья. По мнению Леонида Косянчука, также большую роль играет конкуренция. Потому что, если в одной из сетей автозаправочных станций падает цена, то у других – падают продажи.
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич рассказал, что подорожание цен на бензин и дизтопливо – это закономерность для нашей страны. Поскольку растут оптовые цены на нефтепродукты, а Украина больше чем на половину зависит от импортного сырья на них. «Если говорить о какой-то защите внутреннего рынка, потому что у нас в основном импортёры топлива играют первую скрипку на этом рынке, то возможно государству следовало бы рассмотреть вопрос акцизной политики и один из законопроектов, который в парламенте лежит уже около года. Он предусматривает выравнивание акцизов на все виды нефтепродуктов». Это важно потому, что в Украине работает мощнейший завод, который может нарастить производство бензина, но не дизельного топлива. Формально, государство не имеет права вмешиваться в формирование цен на рынке нефтепродуктов. Оно только может сдерживать регулировку такими механизмами, как ценовой коридор, регулируемый какими-то нормативными документами. Но вряд ли кто-то возьмет на себя такую ответственность.
Эксперт по политическим и экономическим вопросам Всеволод Степанюк подчеркнул: «Сейчас цена топлива определяется двумя факторами – это ценой импорта и политикой правительства внутри страны и вне страны. К сожалению, наш рынок можно охарактеризовать монополизмом на рынке и политическим влиянием на этот рынок. Например, если мы покупаем где-то нефтепродукты в Европе, то это будет мировая цена плюс доставка. А если бы мы покупали у той же Беларуси, то это была бы мировая цена минус доставка. Потому что соседним странам по географическому принципу выгоднее продать даже “в минус”».
Также эксперт отметил, что, несмотря на рост цен на заправках, сейчас это цена на нефтепродукты прошлогодней весны. А, по прогнозам мировых аналитических агентств, прогнозируют цену на конец года на уровне 100 долларов США за баррель по сравнению с нынешней – 67. Ожидание подорожания рынка также удорожающий фактор, поскольку заводы будут закладывать подорожание на перспективу. Украинская экономика может пострадать от возможного грядущего подорожания достаточно сильно. Потому что одна из ключевых отраслей нашей страны – сельское хозяйство, в котором в стоимость зерновых больше половины стоимости – это топливо. А это повлечёт удорожание продуктов питания.
«Если цена на мировом рынке упадёт после выхода из мёртвого сезона потребления, то и у нас она понизится. Конечно, не так быстро, как всем бы хотелось. Потому что в торговой сети присутствует запас приблизительно на две недели», – подытожил Леонид Косянчук.