Вгору
    Онлайн трансляція
    Програма передач

    Останні відео

    Назад до програми передач

    Попередні випуски

    Результати пошуку
    Стаття на цій сторінці є архівною та доступна тільки у російській версії сайту.

    Бюджетная политика правительства Гончарука мало чем отличается от предшественников, – мнение экспертов

    17 Вересня 2019 , 22:17 Поділитися

    Кабинет министров Украины 15 сентября внёс проект бюджета на 2020-й год в Верховную Раду. Проанализировав документ, эксперты сделали вывод о том, что его содержание незначительно отличается от проекта времён правительства Гройсмана, а по некоторым показателям наблюдается негативная тенденция. Об этом 17 сентября рассказали профильные специалисты во время пресс-конференции, которую проводил Golos.ua.

    Начиная своё выступление, экономист Виктор Скаршевский сообщил, что информация, содержащаяся в документе, вряд ли удивят украинцев.

    «Вот есть презентация, которую в воскресенье представили Премьер-министр, Министр финансов и Министр экономики и сельского хозяйства. Здесь есть хештег. Все любят сейчас в последнее время в украинском правительстве пользоваться хештегами. Здесь написано «#урядтехнократів». Я могу сказать, что если бы тут был предыдущий хештег #урядгройсмана, всё было бы точно так же», – прокомментировал специалист.

    Анализ бюджета на 2020 год экономист начал не с информации, которая там есть, а с тех обещаний политиков, которые не нашли отображения в документе. Так, например, рента от добычи янтаря в 2020 году указана в размере 1 млрд грн, что на 100 млн грн меньше, чем в 2019. Таким образом, обещанная легализация добычи драгоценных камней остаётся под вопросом. Помимо этого, среди доходных статей нет прибыли от заведений игорного бизнеса, а это значит, что в правительстве не торопятся узаконить такой вид предпринимательской деятельности, вопреки заявлениям Владимира Зеленского. Также, по мнению эксперта, в документе не упоминается предполагаемый эффект от борьбы с «серым» импортом и контрабандой и не прописана поддержка украинским экспортёрам. Последнее является крайне важным для роста национальной экономики.

    В завершение своей речи господин Скаршевский назвал четыре основных риска для украинцев. Во-первых, при ожидаемом росте тарифов на ЖКХ, размер субсидий для малозащищённых слоёв населения практически не изменится. Во-вторых, значительную часть бюджетных средств придётся отдать за судебные дела по отношению к госпредприятиям, если они самостоятельно не смогут за них расплатиться. В-третьих, за пять лет конфликта на Востоке Украины перед пенсионерами, находящимся на неподконтрольных территориях, вырос большой долг – более 50 миллиардов гривен. Учитывая стремление гаранта провести реинтеграцию этих территорий, правительство должно быть готово выделить средства на погашение этой задолженности. Однако в бюджете не предусмотрели эти средства. Четвёртый риск – это неизбежный мировой финансовый кризис.

    Комментируя рост минимальных пенсий и других соцвыплат, Оксана Чепижко, сооснователь общественной организации «Re.Старт», объяснила его мизерный размер. Эксперт отметила, что социальные выплаты напрямую зависят от экономики, и если она слабая – то и размер выплат будет небольшим. Несмотря на то, что средняя заработная плата вырастет приблизительно на 13%, этот показатель повлияет на качество жизни украинцев незначительно. Причина тому – инфляция, которая негативно скажется на покупательной способности национальной валюты.

    Особое внимание Оксана Чепижко уделила указанному в документе приросту ВВП. При текущем темпе Украина не скоро вернётся к показателям, которые были до 2013-2014 годов. В проекте на 2020 год он указан на уровне 3,3-3,8%. Для достижения роста экономики на 40% в течение пяти лет, как заявлял Премьер-министр Алексей Гончарук, этот показатель должен быть на уровне 6-7% за год.

    Также эксперт отметила заявление Оксаны Маркаровой касательно нового бюджета.

    «Последний момент, на котором я бы хотела заострить внимание. На брифинге Оксана Маркарова назвала презентуемый документ «бюджетом эффективности», а Премьер-министр Гончарук добавил, что лишь следующий бюджет будет бюджетом роста. Что среднесрочное бюджетирование и планирование, мол, у нас есть, но это только формально. Глава Минфина сообщила, что сначала в парламенте нужно утвердить бюджетную декларацию на три года, и добиться её показателей. Поэтому лично для меня, как финансиста, экономиста, достаточно странно при том, что Маркарова сохранила свой пост министра финансов, услышать, что опять, последний раз в этом году принимают бюджет только на один год. О чём я хочу сказать – опять в этом году нет не то, что долгосрочного планирования, нет среднесрочного планирования. Соответственно, мы с вами, в том числе правительство, не понимает, куда мы двигаемся, как мы будем поднимать экономику и за счёт чего. Бюджет на 2020 год на эти вопросы не ответил».

    В то же время в некоторых расходных статьях наблюдается положительная динамика, по мнению специалистов. По сравнению с предыдущим годом финансирование строительства дорог увеличилось с 50 млрд до 70 млрд грн. Тем не менее, по мнению Виктора Старшевского, этот факт сам по себе не является показателем улучшений. Важнее то, насколько эффективно выделенные средства будут использованы. То же касается и других расходных статей, как, например, «оборонка».

    Однако, по словам Алексея Гончарука, это – лишь проект, а не окончательная версия документа. Над окончательной версией бюджета на 2020 год будут работать до второго ноября и планируют принять её до нового года.

    Теги
    • #бюджет
    Коментарі